Электродвигатели различной мощности и размера предполагают использование разных типов подшипников. Если мотор имеет крупные размеры, работает под большой нагрузкой и вращается с малой частотой, то в нем применяются сферические двухрядные подшипники, способные компенсировать неизбежно возникающие отклонения от соосности и биения ротора.
Двигатели небольшого размера обычно имеют в конструкции однорядные шариковые радиальные подшипники. Такие подшипники хорошо держат постоянные радиальные нагрузки, устойчивы к аксиальному напряжению, дают низкий уровень шума и отличаются низким трением
Однорядные шариковые радиально-упорные подшипники имеют внутренний угол контакта между шариками и кольцами, за счет чего хорошо переносят радиальную нагрузку. Данная разновидность также устойчива к односторонним осевым нагрузкам, поскольку дает возможность фиксировать вал мотора по обоим осевым направлениям. Для этой цели подшипники устанавливаются попарно.
Роликовые однорядные подшипники обладают высокой устойчивостью к значительным скоростям вращения и отлично переносят статическую грузоподъемность. Данный тип применяется в электродвигателях среднего размера, работающих на больших скоростях. Такие подшипники могут быть разобраны, в чем заключается еще одно их преимущество перед шариковыми. Разновидности конструкции таких подшипников: N, NU, NJ, NUP, NH.
Нагрев подшипников в двигателе
Отслеживать актуальную температуру этой конструкционной составляющей мотора необходимо, поскольку температура напрямую связана с состоянием узлов мотора при текущей нагрузке. Если происходит перегрев, это может сигнализировать об износе узла или выходе из строя его деталей.
Основные причины перегрева:
- установка неподходящих для данного мотора подшипников,
- чрезмерная нагрузка на двигатель,
- ошибки при монтаже отдельных деталей конструкции,
- нарушение сроков техобслуживания двигателя, износ комплектующих.
Рабочая температура различна для разных видов подшипников и моторов. Данный параметр во многом зависит от тепловыделения двигателя и от его теплопроводности, которая, в свою очередь, отражает интенсивность обмена теплом с окружающей средой. Материал и конструкция подшипников также имеют значение.
Так, к примеру, подшипники открытого типа, имеющие стальные сепараторы, являются более стойкими к перепадам температуры по сравнению с аналогами, имеющими полимерное или латунное покрытие. Максимально допустимая рабочая температура подшипника зависит от типа уплотнения:
- стальные шайбы – не более +120º,
- каучук с армированием (NBR) – не более +100º,
- фторкаучук с армированием (FKM) – не более +200º.
Температура подшипников двигателя имеет особое значение для оборудования высокой точности – например, при металлообработке. Поэтому на таких системах устанавливаются подшипники с датчиками, которые позволяют в режиме реального времени получать данные об уровне нагрева, скорости вращения, силе вибраций и др.