Техническое обслуживание асинхронных электродвигателей

Асинхронные электродвигатели характеризуются повышенной надежностью, способностью к бесперебойной работе в различных условиях и устойчивостью к перегрузкам. Но, к сожалению, и такие моторы не вечны и требуют регулярного технического обслуживания.

В связи с этим каждое предприятие, на котором используются асинхронные электродвигатели, должно периодически выполнять техобслуживание.

ТО асинхронных электродвигателей включает в себя проведение следующих работ:

Визуальный осмотр двигателя, общая оценка состояния. Осмотр должен быть как можно более тщательным, чтобы уже на этой стадии выявить очевидные неисправности.

Если корпус двигателя загрязнен, необходимо его очистить, используя щетку с металлическим ворсом. На корпусе не должно быть сколов и других повреждений. Нередки ситуации, когда ломается одна из монтажных лап – это часто происходит при наличии дефектов самой монтажной площадки либо уже позже, в процессе эксплуатации, из-за высокой вибрации. Двигатель со сломанной монтажной лапой не допускается к работе.

При визуальном осмотре также необходимо проверить, имеется ли на клеммной коробке крышка, а также в наличии ли крышки роторных выводов (у моторов с фазным ротором). Крышки должны плотно прилегать к основанию и не иметь зазоров. Недопустимы трещины, смятия и другие повреждения крышек, препятствующие плотному прилеганию.

На корпусе электродвигателя должна быть установлена информационная табличка, содержащая сведения о номинальных параметрах мотора. Надписи должны быть хорошо читаемы. Если какая-то часть надписей стерлась, их следует восстановить.

Оценка состояния механической части двигателя. После внешнего осмотра следует приступать непосредственно к техосмотру и обслуживанию. Двигатель необходимо отсоединить – снять цепь, полумуфту или приводной ремень. Затем осторожно провернуть вручную вал двигателя. При вращении вала не должно быть посторонних звуков, таких как скрежет или хруст, а сам вал должен вращаться с усилием. Он не должен смещаться ни в осевом направлении, ни в радиальном, а шкив или звездочка должны быть надежно закреплены.

После этого необходимо снять кожух крыльчатки (если двигатель имеет закрытое исполнение). У крыльчатки не должно быть люфтов, а стопорный винт должен быть прочно затянут. Если имеются дефектные детали либо крепежные элементы, следует их заменить.

Далее следует снять крышки подшипниковых узлов и оценить состояние подшипников на предмет наличия сколов, трещин, смещений и т.п. После визуального осмотра, если все в порядке, подшипниковый узел необходимо заполнить смазкой. Наличие смазки – один из важнейших моментов для правильной работы подшипникового узла, поэтому контроль смазки рекомендуется выполнять каждую смену.

Осмотр и оценка электрической части – на этом этапе необходимо оценить состояние токосъемного устройства ротора и статорных выводов. На изоляции не должно быть трещин и иных заметных повреждений, иначе она требует восстановления. Если в конструкции мотора имеется клеммная колодка, то она должна быть целой, без оплавленных частей и других повреждений – в противном случае ее следует заменить.

Особое внимание необходимо уделить наконечникам статорных выводов. Если на них присутствует нагар или окисление, это говорит о плохом электрическом контакте. В этом случае наконечники необходимо зачистить и снова соединить обмотки по схеме.

Полость клеммной коробки необходимо очистить от загрязнений. Если ведется обслуживание двигателя с фазным ротором, то необходимо убедиться в том, что остаточная величина токосъемных щеток ротора составляет минимум 4 мм. Контактная поверхность щеток должна быть ровной и плотно прилегающей к кольцу. Недопустимо наличие трещин или сколов. Если щетка повреждена, ее следует заменить. Перед установкой новой щетки ее необходимо предварительно отшлифовать.

Токосъемные кольца должны быть тщательно очищены от загрязнений с помощью пропитанной керосином ткани. На поверхности колец не должно быть никаких повреждений. Как правило, повреждения токосъемных колец обусловлены несвоевременной заменой и эксплуатацией изношенных щеток.

После этого необходимо убедиться в том, что жилы заземляющего проводника не имеют повреждений, и болтовые крепления наконечников прочно затянуты.

По окончании осмотра следует провести испытания электродвигателя и ряд измерений его рабочих параметров. В первую очередь, выполняется проверка сопротивления изоляции обмоток статора, у моторов с фазным ротором – дополнительно обмоток ротора. Сопротивление обмоток статора выверяется относительно корпуса мотора, ротора – относительно вала. Уровень сопротивления при рабочей температуре должен быть 0,5 мОм или чуть больше.

После этого измеряется сопротивление обмоток статора постоянному току. Одинаковые значения пофазных сопротивлений говорят о том, что короткие замыкания между витками отсутствуют. Рекомендуется на данном этапе использовать высокоточные приборы, так как сопротивление в этом случае исчисляется десятыми долями Ом.

Как только измерения выполнены, двигатель можно подключать к сети, предварительно закрыв все крышки. Запуск производится вхолостую. Не должно наблюдаться вибрации, биения вала или чрезмерного нагрева (необходимо производить наблюдения в течение как минимум 15 минут). Незначительный нагрев считается нормой, уровень нагрева определяется классом нагревостойкости используемой изоляции. Однако резкий сильный нагрев говорит о сбоях в работе.

Также следует измерить пофазно и сопоставить токи холостого хода и только после этого подключать двигатель к трансмиссии и испытывать под нагрузкой. Если все в порядке, техобслуживание считается завершенным.

Выводы

Ключевая задача техобслуживания электродвигателей – профилактика неисправностей и их своевременное выявление. В тех случаях, когда обнаруженные неисправности являются незначительными, их можно устранить на месте. В иных случаях требуется полноценный ремонт и демонтаж мотора.

Регулярное техобслуживание должно проводиться не только в отношении асинхронных электродвигателей. Отсутствие своевременного ТО приводит к возникновению значительных неисправностей и к поломкам моторов – вплоть до механических повреждений статора, полного износа обмотки, возгораний и т.д. Ремонт в таких случаях если и возможен, то занимает много времени и требует значительных вложений.

Что касается точного перечня работ при техническом обслуживании, он может отличаться от предложенного здесь. При составлении перечня необходимо принимать во внимание рабочие условия – влажность воздуха, температуру, уровень запыленности, а также интенсивность работы самого мотора. Эти же критерии необходимо иметь в виду, формируя график ТО.

 

Предыдущая Следующая

ЗАКАЗАТЬ

icon
ОТПРАВИТЬ

Продукция

Продукция
ВЫБРАТЬ

Сервис

icon
ЗАЯВКА