Защита электродвигателя – принцип действия

Защита электродвигателя – один из важных моментов, которые необходимо учитывать. Выход двигателя из строя возможен в различных ситуациях, чаще всего обусловленных перегрузкой.

В подобных случаях двигатель входит в режим работы, называемый аварийным – в таком режиме нагрев двигателя превышает допустимые пределы. Для того, чтобы предотвратить поломку мотора, необходимо заранее позаботиться о покупке двигателя с комплексной защитой.

Как приобрести электродвигатель, устойчивый к поломкам вследствие перегрева? Рассмотрим для начала, отчего возникает сам перегрев.

Как правило, подавляющее большинство отказов двигателя, вызванных перегревом, связано с перегревом обмотки и ее последующим повреждением. Нарушение целостности обмоточной изоляции приводит к возникновению замыкания между витками обмотки, и мотор выходит из строя.

Вместе с тем, нагрев обмотки в рамках допустимых пределов – это штатная ситуация, в том числе нагрев, вызванный перегрузками. К примеру, во время работы двигателя на его валу время от времени возникают краткие моменты сопротивления. Эти моменты формируют так называемые броски тока, которые приводят к нагреву обмотки. Такое явление вполне нормально – поскольку перегрузки являются кратковременными, то не вызывают критического перегрева. Образовавшееся тепло поглощается непосредственно обмоткой, корпусом электромотора, материалами ротора и статора и др., не приводя к выходу двигателя из строя.

Следовательно, используемое в конструкции электромотора устройство защиты должно не просто предотвращать нагрев обмотки, а отличать критический нагрев от штатного. К тому же, защита не должна давать реакцию на высокие токи при запуске и остановке мотора, превышающие рабочие значения в несколько раз.

Аварийный режим

Рассмотрим теперь, что такое аварийный режим работы мотора. Прежде чем приобрести электродвигатель, важно понять, какая мощность требуется. Подбор по мощности – наиболее распространенный способ подбора. Уровень мощности подбирается с запасом и таким расчетом, чтобы большую часть времени работать не на пределе, то есть с токами ниже номинальных значений. Рабочий режим электродвигателя учитывается и при проектировании защиты.

Об аварийном режиме работы можно говорить в том случае, когда двигатель в течение продолжительного времени работает с перегрузкой. Например, такая ситуация возникает при заклинивании подшипникового узла, при разрушении какой-либо детали механизма и т.п. Повреждения конструктивных узлов, в свою очередь, могут быть вызваны длительным отсутствием технического обслуживания, несвоевременным выполнением ремонта, нарушением правил эксплуатации, скоплениями грязи и пыли, износом деталей и т.п.

Работа под длительной перегрузкой приводит к перегреву обмотки. С учетом этого все виды аварийных режимов можно разделить на тепловые перегрузки и короткие замыкания. Аварийный режим обусловлен тем, что по обмотке начинают проходить критически высокие токи. Исследования показали, что работа в режиме перегрева обмотки даже на 8-10°С приводит к тому, что срок службы изоляции снижается вдвое.

Принцип работы защиты

В настоящее время практически все электродвигатели оснащаются теми или иными устройствами защиты, которые дают возможность предотвратить перегрев и короткое замыкание. Особенно актуально наличие защиты в тех случаях, когда асинхронный мотор работает в условиях перегрузок, скачков напряжения в сети, провалов фаз и т.п.

Можно выделить следующие типы защит:

  1. Защита от образования коротких замыканий. Данный тип защиты выполняется при помощи включения в конструкцию мотора плавких предохранителей, автоматических выключателей или реле. Принцип работы защиты в данном случае следующий: при образовании короткого замыкания на конкретном участке цепи увеличивается сила тока, и защитное устройство моментально срабатывает, реагируя на это увеличение.
  2. Защита от перегрузок по току. Этот тип защиты ориентирован на то, чтобы срабатывать при малых, но длительных тепловых перегрузках. Технически такая защита реализуется путем включения в конструкцию электромотора автоматических выключателей, а также различных реле (тепловых, электромагнитных, температурных). При образовании перегрузок эти устройства отключают мотор с выдержкой по времени. Время выдержки при этом пропорционально величине перегрузки.
  3. Защита от снижения напряжения или его полного исчезновения. Когда асинхронный мотор работает под нагрузкой, резкое понижение напряжения в сети приводит к нагреву. Тепловая защита в данном случае реализуется с помощью температурного сенсора. При отсутствии сенсора в конструкцию электромотора включает реле, которое защищает двигатель от пуска при обрыве фазы.
  4. Защита от тепловой перегрузки. Реализуется путем включения в конструкцию мотора биметаллической пластины. Пластина нагревается от обмотки и при перегреве деформируется, что является сигналом к отключению мотора. Когда тепловая защита срабатывает, происходит выдержка по времени, что необходимо для охлаждения мотора.

Одно из ключевых требований к любой защите – это стопроцентное и быстрое срабатывание в случае возникновения нештатной ситуации, а также предупреждение ложных срабатываний.

Выводы

Защита электродвигателя – важнейший элемент его конструкции, позволяющий гарантировать сохранность мотора в случае аварийной ситуации. Электродвигатели производства OMEC MOTORS конструируются с учетом современных требований к защите и позволяют в полной мере гарантировать безопасную работу и своевременное отключение при критических перегрузках. А это, в свою очередь, дает возможность гарантировать стабильность производства, исключая незапланированные простои либо значительно сокращая их продолжительность.

Предыдущая Следующая

ЗАКАЗАТЬ

icon
ОТПРАВИТЬ

Продукция

Продукция
ВЫБРАТЬ

Сервис

icon
ЗАЯВКА