Обмотки электромотора могут быть подключены к сети либо по схеме "звезда", либо по схеме "треугольник". Отдавать предпочтение тому или иному типу подключения нужно в зависимости от того, какова величина питающего напряжения.
Схема подключения напрямую влияет на особенности эксплуатации электродвигателя. Так, "звезда" дает высокую плавность работы, а "треугольник" обеспечивает практически нулевые потери мощности.
Если электродвигатель имеет высокую мощность, то есть смысл остановиться на комбинированном типе подключения. Это позволит обеспечить более плавный пуск мотора и уменьшить пусковые токи.
Схема обмотки двигателя
"Треугольник"
Данная схема предполагает последовательное подключение обмоток электромотора – обмотки соединяются конец-к-началу. Точки соединения обмоток подключаются к фазам.
Основное преимущество такого подключения состоит в том, что электродвигатель становится способен развивать полную (номинальную) мощность. Однако есть и недостаток. А именно – очень высокие пусковые токи, которые могут превышать номинальное значение в 6-7 раз. Это приводит к тому, что пуск и работа двигателя лишаются плавности, что может быть критично для некоторых подключенных устройств, таких как конвейеры. Поэтому данную особенность необходимо учитывать, выбирая тип подключения.
"Звезда"
Подключение "звездой" означает, что концы обмоток статора соединяются в одной точке, а другие концы подводятся к фазам. Такая схема обеспечивает максимальную плавность пуска и мягкость самой работы электромотора. Кроме того, двигатель при запуске не требует высоких пусковых токов. Электромоторы, рассчитанные на рабочее напряжение 220\380 В, могут быть подключены к сети 380 В только "звездой". Однако без минусов не обходится и здесь – электродвигатель с такой схемой подключения имеет сниженную мощность.
Комбинированный тип
Схема "звезда-треугольник" применяется там, где необходимо обеспечить преимущества обоих типов подключения и исключить (по возможности) их недостатки. Если нужно запустить двигатель при относительно низких пусковых токах, а затем помочь ему развить полную мощность и гарантировать при этом плавную работу, то используется комбинированное подключение.
Наиболее распространен комбинированный тип там, где моторы имеют высокую мощность (более 5 кВт). Схема "звезда-треугольник" также требует оснащения двигателя специальным реле – именно это реле отвечает за переключение способа соединения обмоток в процессе работы.
Во время пуска такой двигатель работает по типу подключения "звезда", что позволяет значительно снизить пусковые токи (до номинальной величины). Как только двигатель наберет необходимые обороты, реле срабатывает и переключает схему на "треугольник". Благодаря этому двигатель набирает номинальную мощность.
В момент переключения происходит значительный скачок тока. Поэтому ротор в таком двигателе вначале теряет скорость вращения, но затем снова ее набирает.
Комбинированный тип подключения поддерживают не все электромоторы. На тех, которые поддерживают, имеется специальная маркировка Y/Δ.