Корпус электрического двигателя предназначен для защиты мотора от негативного влияния факторов среды. Существуют различные типы защиты, каждый из которых обозначается уникальным буквенно-цифровым кодом. В коде содержится информация о виде и степени защиты от того или иного типа воздействий.
Защищенность двигателя является одним из ключевых его параметров, влияющих на выбор мотора. Угрозу для двигателя представляют два основных фактора – попадание внутрь мотора твердых предметов и влаги.
То, какую степень защиты выбрать, напрямую зависит от планируемых условий использования двигателя. Так, к примеру, если двигатель будет установлен в электрошкаф, то корпус такого двигателя может иметь минимальную степень защиты, поскольку роль кожуха будет играть корпус шкафа. Именно по этой причине двигатели и иные устройства, монтируемые в электрошкафы, выпускаются с низким классом защиты – таким устройствам просто ни к чему высокая защищенность. Прямо противоположный пример – моторы, работающие в суровых условиях. Им требуется максимальная защита.
Код защиты обязательно указан в техпаспорте мотора и, кроме того, наносится на корпус.
Общий вид кода – IP(хх), где вместо хх проставлены две цифры.
Код также может иметь дополнительную и вспомогательную буквы. Расшифровка символов следующая.
- Первая цифра после букв IP – защита пальцев (реализуется перекрытием доступа к частям конструкции, представляющим опасность).
- Вторая цифра – защита от воздействия влаги.
- Дополнительная буква (С) – указывает на наличие защиты, предотвращающей доступ к опасным частям конструкции предметов длиной до 10 см и диаметром от 2,5 мм.
- Вспомогательная буква (S) – указывает на то, что кожух двигателя успешно протестирован на обеспечение защиты от попадания внутрь мотора водяных брызг даже при полной остановке двигателя.
Государственный стандарт определяет полный перечень возможных комбинаций маркировок с их расшифровками.
Как выбрать тип защиты?
В зависимости от условий использования, электродвигатель должен иметь ту или иную степень защиты. При этом отклонения как в большую, так и в меньшую сторону нежелательны. Недостаточная защита станет причиной выхода оборудования из строя или может повлечь за собой травмирование сотрудников. Избыточная же защита значительно увеличивает стоимость самого мотора и его установки, так как такие двигатели более габаритны.
Если двигатель имеет низкую степень защиты (IP20), то его эксплуатация разрешена только внутри вентилируемых сухих помещений и электрошкафов. Если мотор планируется установить в иных условиях, то ему требуется более высокая степень защиты.
Большая часть современных электродвигателей обладает защитой как минимум класса IP55, что позволяет без последствий выдерживать эксплуатацию под струями воды и в условиях высокого запыления.
Двигатели с высоким классом IP более надежны и лучше защищены. Однако им также требуется регулярное техобслуживание, особенно тем моторам, которые длительное время работают в сложных условиях.