Запуск электродвигателя после длительного бездействия нередко оборачивается проблемами. Даже если двигатель был надлежащим образом "законсервирован" на время простоя, это по-прежнему не гарантирует легкий повторный ввод в эксплуатацию. Если электромотор в течение продолжительного времени не работал и, соответственно, не проводилось его техническое обслуживание, то высока вероятность, что уже в первые минуты после запуска случится сбой.
Риск такого сбоя еще больше увеличивается в том случае, если инструкция по эксплуатации двигателя предписывает периодически включать мотор или, как минимум, запускать обогреватели.
Чем дольше простой мотора, тем больше неисправностей накапливается – причем эти неисправности могут иметь как механический, так и электрический характер. Большинство из них обусловлены воздействием окружающей среды. Так, к примеру, высокая влажность в помещении, где находится двигатель, может стать причиной нарушения целостности изоляции на обмотках. А это, в свою очередь, приводит к снижению сопротивления между обмотками и корпусом. Кроме того, высокая влажность воздуха негативно влияет на подшипники, контакты, другие металлические детали – возникают окисление и коррозия.
Помимо влажности, негативно влияет на двигатель и воздействие прямых солнечных лучей. Постоянный нагрев под солнцем приводит к развитию термомеханических процессов, вследствие которых ослабляются болтовые соединения.
Низкие же температуры тоже имеют свой негативный эффект, отрицательно сказываясь на качествах смазки подшипников. Наконец, если двигатель долгое время находится в одном и том же положении и испытывает длительную радиальную нагрузку на вал, то есть риск нарушения геометрии вала.
Если электромотор в течение долгого времени не работал, то с целью предотвращения проблем при запуске необходимо предварительно выполнить тщательный осмотр. Внимание следует заострять, в первую очередь, на следующих моментах:
- целостность конструкции,
- наличие смазки в подшипниках,
- исправная работа крыльчатки вентилятора, тормоза и др.
Если здесь все в порядке, то далее необходимо выполнить проверку сопротивления изоляции на обмотках при помощи мегаомметра и сопротивление обмоток при помощи микроомметра. При выполнении данных замеров разница полученных показателей не должна быть больше 5%. Значения токового переноса также не должны превышать перекос напряжений слишком сильно – превышение более чем в 2 раза считается критическим.
Особенное внимание необходимо уделять состоянию подшипников и качеству смазки. Для электромоторов 3-10 кВ следует также тщательно проверять сопротивление изоляции подшипников.
В синхронных моторах необходимо проверять изоляцию ротора – если при замерах сопротивления показатель ниже 0,2 МОм, то ротор нуждается в просушке. Сушка может быть выполнена одним из следующих способов:
- Путем помещения лампочки в статор (этот вариант подходит для электромоторов низкого напряжения и малой мощности).
- Путем направления тепловой пушки на двигатель.
- Путем помещения двигателя целиком в сушильную камеру (при наличии таковой).
- Путем запуска на низком напряжении.
- С использованием вихревых токов (на синхронных двигателях обмотки соединяются разомкнутым треугольником, далее напряжение подается от части намагничивающей обмотки).
После окончания просушки необходимо снова проверить напряжение. Если оно находится в пределах нормы, то двигатель можно запускать. При необходимости также производится замена смазки, обтяжка болтов, замена подшипников и устранение прочих технических неисправностей.