Пропитка обмоток электродвигателя напрямую влияет на надежность его эксплуатации. Особенности лакового покрытия обмоток определяют изоляционные качества мотора, его стойкость к нагреву, теплопроводность и влагоустойчивость.
Сегодня для пропитки обмоток электродвигателя используются разные лаки. По своему составу они могут быть разделены на следующие типы:
- маслосодержащие,
- природные (на основе природных смол),
- синтетические (на основе полимеров).
Лаки первого типа применяются для пропитки обмоток электродвигателей, имеющих устойчивость к нагреву класса А, В или Е. Состав таких лаков закреплен в ГОСТ 6244-70, сфера использования также строго регламентирована (ГОСТ 8018-70). Сегодня наиболее распространенным лаком из данной группы является масляно-битумный лак БТ-987 и масляно-алкидный лак ГФ-95. Недостатком данных лаков является длительная сушка, которая занимает до 5-6 часов при температуре более 100 градусов.
Синтетические лаки в этом плане более предпочтительны. Они также имеют отличные цементирующие качества и хорошо отверждаются даже при многослойном покрытии. На рынке представлен широчайший ассортимент синтетических лаков для пропитки обмоток, отличающихся друг от друга областью применения и эксплуатационными характеристиками.
Лаки, изготовленные на основе природных смол, используются редко. Основной их недостаток – высокая цена. Синтетические лаки имеют те же эксплуатационные свойства, однако стоят существенно дешевле.
Пропитка и сушка обмоток
На сегодняшний день можно выделить следующие способы пропитки обмоток электродвигателя:
- Погружение. При данном методе пропитки обмотки погружаются в лак, предварительно нагретый до 70-80 градусов. Данный способ достаточно трудоемок и, кроме того, требует от специалиста соблюдения повышенных мер безопасности.
- Давление. При таком методе пропитки часть статора или катушки помещаются в автоклав, после чего его заполняют лаком под давлением, повышая до 5-7 кПа в течение 5-10 минут, а затем снижая до атмосферного на тот же промежуток времени. Цикл повторяется несколько раз (3-4).
- Вакуумная пропитка. Выполняется с использованием специальной установки. Обмотки двигателя помещаются в емкость, из которой откачивается воздух. Далее емкость заполняется пропиточным составом, давление в ней при этом доводится до 0,2-0,3 мПа. Затем давление сбрасывается, а лак доливается в емкость. Для полной пропитки катушки требуется несколько циклов.
Оптимальным способом является пропитка в вакууме. Она обеспечивает наиболее глубокое проникновение лака в обмотки.
Сушка обмоток после процедуры пропитки выполняется в специальной печи с точной регулировкой температуры.