Сервис-фактор – это параметр, напрямую связанный с безопасностью эксплуатации электродвигателя. Значение данного параметра показывает, какое увеличение мощности по сравнению с номинальным способен выдержать двигатель. Расчет прост – чтобы получить пиковое значение мощности, достаточно умножить номинальный показатель на сервис-фактор мотора.
Данный параметр важен еще и потому, что он влияет на стоимость электродвигателя в производстве и последующей продаже. Так, например, бюджетные китайские двигатели по факту не выдерживают повышения мощности на 10-15%, в отличие, например, от более дорогих брендовых аналогов. Качественные моторы имеют сервис-фактор 1,15 – то есть выдерживают перегрузку на 10-15% без ущерба для своей работоспособности.
Понижение сервис-фактора при производстве двигателей обычно происходит из-за использования более тонких и менее качественных проводов. Такие двигатели по факту плохо выдерживают перегрузку, и использовать их лучше там, где риск превышения мощности минимален.
Специалисты рекомендуют настраивать защиту электродвигателей с учетом сервис-фактора. Так, для моторов с низким значением этого параметра порог несрабатывания защиты стоит устанавливать на номинальную мощность тока (указывается в заводской документации). Если сервис-фактор 1,1 или выше, то значение порога может быть установлено на 5-10% больше номинальной мощности.
Зачем нужен сервис-фактор?
Этот параметр дает возможность:
- продлить срок эксплуатации электродвигателя, избежав его эксплуатации в системах с высоким риском чрезмерных перегрузок;
- использовать моторы в электросетях с систематическими скачками напряжения без понижения нагрузки,
- использовать двигатели в условиях высоких постоянных температур без понижения нагрузки на них.
Практика показывает, что в случае равномерного распределения перегрузок в 15% по времени мотор с сервис-фактором 1,15 может проработать до трети своего базового срока эксплуатации. Специалисты рекомендуют выбирать моторы с сервис-фактором 1,1-1,15 в следующих случаях:
- двигатель будет эксплуатироваться в условиях частых перегрузок порядка 10-15%,
- двигатель будет подключен к системе, в которой регулярно происходят значительные колебания напряжения без понижения нагрузки,
- двигатель будет эксплуатироваться в сложных температурных условиях под номинальной нагрузкой.